Основатели фотографии. Уильям Генри Фокс Тальбот

Фотография в первоначальной стадии своего развития это изображение в единственном экземпляре, его можно было повторить, но с него нельзя было получить ни одной копии. Значение изобретенного Тальботом в области фотографии столь велико и даты его открытий так близки к дате рождения фотографии, что имя его заслуживает быть поставленным в один ряд с именами Жозефа Нисефора Ньепса и Луи Жак Манде Дагера. Уильям Генри Фокс Тальбот автор важнейшего для всего дальнейшего развития фотографии изобретения негатива и оптического увеличения. Теперь, с момента изобретения фотографического негатива фотографический процесс стал распадаться на два основных и последовательных процесса - негативный и позитивный.
Уильям Генри Фокс Тальбот.
Уильям Генри Фокс Тальбот.
Гемфри Деви (Humphrey Davy).
Гемфри Деви (Humphrey Davy).
Джон Фредерик Уильям Гершель.
Джон Фредерик Уильям Гершель.
Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot) родился 11 феврале 1800 г. в поместье своего отца Вильяма Девенпорта Тальбота - в аббатстве Лакок (графство Вилтшир в юго-восточной Англии, между Саутгемптоном и Бристолем).

Война, которую вела тогда Англия с Францией (1793-1815 гг.), приносила огромные барыши английским лендлордам, способствуя росту цен на сельскохозяйственные продукты и росту ренты. И когда в 1815 году был заключен парижский мир, Англия оказалась владычицей всех морей и чуть ли не единственной крупной колониальной державой: значение в этой области не только Франции, но и Нидерландов было уничтожено. Англии удалось во всех частях света приобрести новые владения и тем самым новые рынки для своих товаров.

К числу безмерно разбогатевших в те годы помещиков принадлежали и Тальботы. Им нетрудно было дать Фоксу Тальботу блестящее по тем временам образование в Тринити-колледже Кембриджского университета, где он изучал преимущественно математические науки.

После изучения курса наук, в 1823 г. Фокс Тальбот отправился в путешествие по Италии. Совершенно очевидно, что будущий изобретатель фотографического процесса пользовался камерой-обскурой для зарисовывания ландшафтов. Использование камеры-обскуры для фиксации в своих путевых альбомах красивых пейзажей и знаменитых памятников старины было популярным занятием "знатных путешественников".

В годы своей молодости Тальбот принимал участие в политической жизни Англии. В списке "джентльменов без профессий", составивших подавляющее большинство английского парламента, избранного в 1832 г. , значилось имя Фокса Тальбота из графства Уилтшир. Он оставался членом парламента до 1834 г. В дальнейшем его интерес к политике угас и он становится известным только как "частный ученый", высокообразованный и необыкновенно плодовитый изобретатель в области фотографии.

В 1833 г., Фокс Тальбот повторил путешествие в Италию, по возвращении из которого, в 1834 г. он начинает свои изыскания в области фотографии. Тальбот поставил перед собой задачу - добиться закрепления световых изображений химическим путем и решению этой задачи посвятил почти всю свою дальнейшую деятельность.

Из химической литературы того времени было известно о светочувствительности азотнокислого серебра. Свой первый негативный материал Тальбот приготовил из бумаги, нанеся на нее слои свежеосажденного хлористого серебра. Потом Тальбот совершенствовал этот метод: пропитывал бумагу крепким раствором поваренной соли, сушил и купал ее в растворе азотнокислого серебра. Однако такой негативный материал обладал низкой чувствительностью к свету, что было категорически неприемлемо для натурных съемок посредством камеры-обскуры. Эксперименты с многочасовой выдержкой также не дали желательных результатов.

Узнав о затруднениях Тальбота, известный физик и химик Гемфри Деви (Humphrey Davy) сообщает ему о том, что светочувствительность хлористого серебра гораздо выше чем иодистого серебра. Уже давно Гемфри Деви вместе с Томасом Веджвудом (Thomas Wedgwood) проводили фотографические эксперименты, основанные на получении изображения предметов, положенных на светочувствительный материал и освещенных достаточным количеством света. Позднее результат этих опытов назовут фотограммой.

Тальбот приступил к опытам, но замечает, что иодистое серебро теряет чувствительность из-за избытка солей иодистого калия. Таким образом Тальбота приходит к мысли фиксировать хлоросеребряные изображения не поваренной солью, как он это делал раньше, а иодистым калием. К началу 1835 г. Тальбот проверяет эту идею на практике и убеждается в правильности ее. Сначала Тальбот делал копии гравюр, цветов и кружевных изделий, а к лету 1835 года уже проводил эксперименты как с помощью больших, так и маленьких камер.
Бумажный негатив. 1834 г.
Бумажный негатив. 1834г.
Камера-обскура Тальбота.
Камера-обскура Тальбота.
Калотип
Калотип "Открытая дверь". 1844 г.
В течение следующих трех-четырех лет Тальбота занимают исследования других физических и химических проблем и над дальнейшим усовершенствованием фотографического процесса специально не работает. Тальбот был настоящим эрудитом. Его любознательность обнимала области математики, химии, астрономии, ботаники, философии, филологии, египтологии и истории искусства.

Вернуться к изысканиям в области фотографии Тальбота заставляет сенсационное сообщение, проникшее в печать в январе 1839 г., о том, что французский художник Дагер изобрел фотографию. Тальбот был раздосадован. Прервав опыты по фотографии, он не довел их до гораздо больших результатов. Все же Тальбот пытался оспорить первенство Дагерра, представив 30 января 1839 г. Лондонскому королевскому обществу письменный доклад о своем способе получения световых изображений на хлоросеребряной бумаге ("Доклад об одном виде рисования посредством света, или процессе, при помощи которого естественные предметы сами дают свои изображения без помощи карандаша художника"). В дополнение физик Майкл Фарадей (Michael Faraday) продемонстрировал полученные Тальботом фотографии.

Не ограничиваясь публикациями своего способа в Англии, Тальбот поспешил известить о нем французские научные круги, и 20 февраля 1939 г. написал члену французской академии наук Жану Батисту Био (Jean-Baptiste Biot), с которым познакомился за несколько лет до этого в Англии. В письме он сообщал, что добился получения хлоросеребряных изображений; эти изображения он фиксирует иодистым калием или крепким раствором поваренной соли или новым, особенно хорошо действующим препаратом, который ему порекомендовал Джон Фредерик Уильям Гершель (John Frederick William Herschel) и который он пока что должен держать в секрете. 2 марта 1839 года Тальбот открыл секрет, сообщив, что наилучшим фиксирующим средством для хлоросеребряных изображений служит серноватистокислый натрий (гипосульфит).

Сэр Джон Гершель, который назвал изобретение Тальбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив" для того, чтобы объяснить его процесс, считал зернистый отпечаток на бумаге детской забавой по сравнению с серебряным изображением. Но предложил ему более эффективный способ удалять неиспользованный хлорид серебра с тем, чтобы изображение не изменялось при солнечном свете, - пользоваться гипосульфитом натрия, который сэр Джон еще двадцать лет назад, в 1819 году, считал лучшим средством для растворения солей серебра.

Гершель и Тальбот неоднократно проводили совместные эксперименты. "Я помню, как нас посетил господин Фокс Тальбот, который пришел показать Гершелю свои прелестные картинки папоротника и кружева, полученные с помощью нового процесса", - вспоминала жена Джона Гершеля, - "Когда зашла речь о сложности фиксации изображения, Гершель взял у него одну из картинок и вышел. Через несколько минут он вернулся: "Я думаю оно зафиксировано", - сказал он, передавая господину Фоксу Тальботу изображение. Так началось использование гипосульфита в фотографии". Эта методика была сразу же перенята Тальботом, а несколько позднее и Дагером. Главными направлениями исследований Гершеля были астрономия, физика и химия, он фактически не занимался изучением фотографии. Но в 1842 году Гершель все-таки внёс свой вклад в развитие фотографии, разработав метод цианотипии.

15 марта того же 1839 г. Тальбот сообщил об особой чувствительности бромосеребряной бумаги, которую он закладывает в камеру-обскуру и на которую получает изображения прямым почернением.

Несмотря на всё значение этих изысканий для всего дальнейшего развития фотографии, Тальботу трудно было соперничать с достижениями Дагерра. Деликатная тональность дагеротипа и передача мельчайших деталей, видимых с помощью увеличительного стекла, отвлекли всеобщее внимание от более рыхлых изображений на бумаге, которые получил Генри Фокс Тальбот. Его изображения уступали по своему совершенству, по своей светочувствительности. Франсуа Араго не преувеличивал, когда сообщил палате депутатов о том, что первенство Дагерра в изобретении фотографии признано не только учеными Франции.

После опубликования метода Дагерра работа Тальбота пошла успешнее. Изучив опыт Дагера, Тальбот вновь обратился к иодистому серебру и открыл, что мало заметное и вовсе невидимое (скрытое) изображение может быть проявлено и усилено галловой кислотой.

Однажды, подвергнув листки светочувствительной бумаги короткому экспонированию в камере, Тальбот отложил в сторону один из этих листков, на котором получил едва заметное изображение. Через некоторое время он обнаружил на этом листке ясное и четкое негативное изображение и установил вещество, которое способствует выявлению такого изображения лишь после самой незначительной выдержки в камере. Так он изобрел получение бумажных негативов, назвав свое изобретение "калотипией" (от греч. слов kalos - красивый и typos - отпечаток).

Его жена называла маленькие камеры «мышеловками». Он размещал несколько таких камер вокруг своего дома, аббатства Лакок, находившегося в местечке Чиппенхэм, графства Уилтшир, и удачно получал каждой камерой, после экспозиции всего в тридцать минут, отличную «миниатюрную фотографию тех объектов, перед которыми устанавливались камеры». Он фиксировал эти изображения, размером в один квадратный дюйм, промывая бумагу в крепком растворе обычной соли или в йодиде калия.

8 февраля 1841 г. Фокс Тальбот получил английский патент на это свое изобретение. Теперь на специально обработанной бумаге после сравнительно короткого экспонирования Тальбот проявлял скрытое изображение посредством повторной обработки покрытия бумаги. Полученный бумажный негатив Тальбот фиксировал первоначально бромистым калием, а позже - с июня 1843 г. - гипосульфитом. Посредством подогревания на нагретом железном листе он добился значительного повышения светочувствительности калотипных бумаг. Далее, он стал делать бумажные негативы прозрачными, пропитывая их воском.
Калотип. 1842 г.
Калотип. 1842 г.
Калотип. 1844 г.
Калотип. 1844 г.
Калотип. 1856 г.
Калотип. 1856 г.
Теперь в распоряжении Тальбота появился негатив, с помощью которого можно было изготовить позитивные отпечатки на хлоросеребряной бумаге. Таким образом Тальбот практически осуществил размножение фотографических отпечатков.

Тальботу, удалось выдвинуть и правильно решить задачу увеличения фотоснимков. Он указал, что с малого калотипного негатива при помощи особой камеры и линз, можно получить увеличенное негативное изображение, которое даст увеличенную копию на бумаге. Осуществив позитивную печать с увеличением, Тальбот в том же году открыл типографию для изготовления печатных форм своей книги "Карандаш Природы" (The Pencil of Nature, 1844–1846) – первого в мире издания, иллюстрированного фотографиями. В июле 1843 г. Тальбот оформил английский патент на метод получения увеличенного изображения.
Книга
Книга "Карандаш Природы".
Книга
Книга "Карандаш Природы".
Книга
Книга "Карандаш Природы".
Тальбот не только брал патенты на все свои изобретения, на каждое новое усовершенствование, которое вносил в фотографический процесс, но и строго следил за тем, чтобы запатентованные им способы не использовались кем-либо без его специального на то разрешения, - преследовал в судебном порядке тех, кто нарушал его изобретательские права. Тальбот словно сводил счеты за тот удар по самолюбию, за ту досаду, которые ему пришлось перенести в 1839 г., когда он так неосмотрительно запоздал с завершением своих изысканий в области фотографии.

В 1851 Тальбот впервые провел фотосъемку с очень малой экспозицией, а в следующем году запатентовал способ фотографирования с наложением «экрана» на фотопластинку, ставший предтечей метода получения растрового полутонового изображения.

Тяга Тальбота к патентам и его крайняя нетерпимость ко всем случаям их нарушения настолько заметно тормозили работу научных исследователей и изобретателей в области фотографии и восстанавливали их против Тальбота, что президент Лондонского королевского общества счел необходимым обратиться к нему в 1852 г. с письмом, в котором указал, что в интересах науки и искусства Тальботу следует быть снисходительнее в использовании своих изобретательских прав.

Тальбот ответил на это согласием пренебречь своими патентными правами и предоставить их в дар обществу, исключая, однако, тех лиц, которые вознамерятся использовать его изобретение с коммерческой целью. Это решение Тальбота сразу же повело к значительному расширению во всех странах круга ученых и изобретателей, работающих в области развития и усовершенствования его методов, которые приобрели широкую известность под названием "тальботипии", - повело к новым достижениям и открытиям в области фотографии.

Изобретатель негативно-позитивного процесса - Уильям Генри Фокс Тальбот - обладал множеством талантов. В равной мере увлеченный наукой Тальбот был одним из ученых, дешифровавших в 1857 клинописный текст ассирийского царя Тиглатпаласара I (ок. 1150 до н.э.). Опубликовал около 70 переводов других ассирийских клинописных текстов и 50 статей по различным вопросам естественных наук и математики.

Умер Фокс Тальбот 17 сентября 1877 г. в том же аббатстве Лакок, где он родился и прожил свою довольно долгую жизнь, оставившую глубокий след в истории фотографии. Последние годы жизни он с неослабной энергией трудился над разработкой вопросов цветной фотографии.