Методы получения фотографии. Цианотипия

Пожалуй, ни одно другое изобретение человечества не захватывало внимание ученых, как изобретения фотографии. Наряду с дагеротипией и калотипией в XIX веке появлялись множество других технологий получения фотоотпечатков, которые применялись на заре развития фотографии. Различия заключались в применении в фотохимических реакциях солей серебра, платины и железа. Совершенствуя методы получения фотоотпечатков, ученые и энтузиасты продвигали фотографию в массы, делая ее более доступной и интересной широкому кругу людей.
Джон Фредерик Уильям Гершель.
Джон Фредерик Уильям Гершель.
Цианотип. 1936.
Цианотип. 1936
Цианотип. 1938.
Цианотип. 1938.
Еще в 1819 году, за 20 лет до изобретения фотографии, Джон Фредерик Вильям Гершель (John Frederick William Herschel, 1792-1871) - один из самых почитаемых английских ученых XIX века, открыл растворяющее действие гипосульфата натрия на галоидное серебро. Именно Гершель предложил Тальботу этот эффективный способ удалять неиспользованный хлорид серебра гипосульфитом натрия для фиксации изображения. Гершель и Тальбот неоднократно проводили совместные фотографические эксперименты. В итоге Гершель назвал изобретение Тальбота "фотографией" и пустил в обращение слова "негатив", "позитив" и "снимок". Но, поскольку главными направлениями его исследований были астрономия, физика и химия, он фактически не занимался изучением фотографии, как таковой. В его работе все сводилось к использованию камеры-обскуры для рисования, исследованиям оптики применительно к телескопам и некоторым опытам по использованию стекла. Возможно если бы не его разносторонность Гершель вполне бы мог изобрести фотографию на 10-20 лет раньше Дагера и Тальбота.

Джон Гершель одним из первых обнаружил, что растворы солей железа проявляли чувствительность к солнечному свету. В июне 1842 года Сэр Джон Гершель прочитал в Лондонском Королевском обществе доклад "О химическом воздействии лучей солнечного спектра, на препараты на основе серебра и других веществ, металлов и не металлов, а также о некоторых новых фотографических процессах» (On the Chemical Action of the Rays of the Solar Spectrum on Preparations of Silver and Other Substances, Both Metallic and Non-Metallic, and on Some Photographic Processes).

Разработанный Гершелем способ монохромной фотографической печати получил название цианотипия. Суть процесса в том, что смесь растворов ферроцитрата аммония (лимоннокислое железо аммония (III) и ферроцианида калия (красная кровяная соль) на свету дает нерастворимое соединение - так называемую "берлинскую лазурь" ("турнбулева синь", "прусский голубой"), которая и создает изображение на отпечатке. Закрепление фотоизображения обеспечивалось простым промыванием фотоотпечатка в проточной воде. Отпечатки, полученные таким способом, обладали характерным ярко-синим цветом в полутонах и тенях.

До 70-х годов XIX века цианотипия применялась главным образом ботаниками для получения фотограмм растений, затем - фотографами для получения тестовых позитивов, в первой половине XX века она была самым распространенным способом копирования чертежей (так называемые "синьки").

С помощью цианотипии была напечатана первая в мире иллюстрированная фотографиями научная работа. Это была книга Анны Аткинс (Anna Atkins, 1799-1871) - "Водоросли Британии: цианотипийные отпечатки" ("British Algae: Cyanotype Impressions"). Книга была напечатана частями в период с 1843 по 1853 год и содержала 424 полученные фотографическим способом иллюстрации.
Анна Аткинс.
Анна Аткинс.
Книга Анны Аткинс.
Книга Анны Аткинс.
Обложка
Обложка "Водоросли Британии".
Анна Аткинс - выдающаяся английская учёная, ботаник и иллюстратор, одна из первых женщин-фотографов. Она была хорошо знакома со многими английскими учеными своего времени, в том числе, с одним из "отцов" фотографии Уильямом Тальботом и астрономом Джоном Гершелем, разработавшим новый метод печати фотографий получившим название цианотипия.

Анна сразу же оценила важность фотографии для науки и стала активно ее использовать. Она получала свои иллюстрации так называемым "бескамерным способом". Для создания отпечатков, водоросли размещались на листе, покрытой солями железа бумаги, а затем производилось экспонирование лучами солнечного света. После этого она промывала бумагу водой и получала белое изображение водорослей на голубом фоне.

Простота и дешевизна процесса быстро обеспечили цианотопии популярность у фотографов того времени. Это был относительно простой, одноступенчатый процесс с использованием реактивов, которые были доступны и дешевы. Также, цианотопия позволяла печатать на самых разных материалах, в том числе на ткани или даже дереве.