Этапы развития фотографии. Мокрый коллоидный процесс

Для понимания значимости этого изобретения для развития фотографии нужно обратить внимание на то, что существовавшие до этого дагеротипия и калотипия были основаны на использовании серебра и, соответственно, очень дороги. Также сложности возникали и из-за большой длительности экспонирования. В 1852 г. дагерротипия и тальботипия были полностью заменены новым методом, более совершенным, который стал следующим шагом в развитии фотографии, получившим название мокрый коллодионный процесс. Этот способ значительно расширил горизонты фотографии и использовался для художественного отображения различных исторических фактов. Стала возможна съемка, в которой были элементы динамики, фотографирование "мертвой натуры" отошло на второй план.
Фредерик Скотт Арчер
Фредерик Скотт Арчер.
Комплект для Wet-plate Collodion.
Комплект для Wet-plate.
Походный комплект.
Походный комплект.
В 1846 году известный Шведский химик Шонбейн нашел способ получения пироксилина (нитроцеллюлозы), а год спустя американский студент-медик Джон Паркер Мейнард (John Parker Maynard) из Бостона получил раствор нитроцеллюлозы в спирто-эфирной смеси. Полученная сиропообразная прозрачная жидкость, высохнув, давала стойкую прозрачную пленку. Так был получен первый коллодий, который сразу начал применяться в качестве пластыря во время боевых действий: он одновременно и дезинфицировал рану и закрывал её. Известны примеры использования коллодия во время Крымской войны. Коллодий давал покрытие, предотвращающее доступ воздуха, что сразу нашло применение в хирургии, а вскоре и в фотографии. При нанесении на поверхность стекла несколько капель коллодия растворитель быстро испарялся, и на поверхности оставалась тонкая пленка, приобретающая прочность после высушивания.

В 1849 году известный французский фотограф Жан-Батист Гюстав Ле Гре (Jean-Baptiste Gustave Le Gray) (1820-1884 гг.) первый начал использовать вощеную бумагу для отпечатков: это придало изображению большую резкость и точность. В одной из первых своих теоретических работ в 1850 он утверждал, что в будущем все фотографии будут изготавливаться на бумаге. Ле Гре был одним из первых, кто считал необходимым заменить дагеротипию и калотипию коллоидным процессом.

Другой исследователь того времени, Роберт Бинхам, ассистент Майкла Фарадея, также предложил использовать коллодий как носитель светочувствительного слоя на стекле. Однако эти предложения так и не были реализованы.. Честь разработки практически пригодного к использованию мокроколлодионного процесса принадлежит англичанину Фредерику Скотт Арчеру (1813-1857).

Жизнь Арчера была полна лишений и типична для большинства изобретателей, снискавших признание после своей смерти. Фредерик Скотт Арчер родился в 1813 году в Хертфорде в семье мясника, рано потерял родителей и был отдан дальним родственником в ученики к ювелиру в Лондон. За годы учения перед его глазами прошло множество античных резных камней и монет из различных стран. Он основательно изучил нумизматику и начал изготовлять копии монет, добившись в этом деле большого мастерства.

Вскоре он стал выполнять более серьезные заказы, создавая скульптурные портреты известных людей того времени.

В ноябре 1847 года Арчер, практикуясь с камерой-обскурой, освоил процесс калотипии, чтобы использовать его для получения максимального портретного сходства своих скульптурных работ. Сперва он использовал фотографию только для работы, но вскоре всерьез увлекся и стал уделять фотографическим исследованиям все больше и больше времени, а затем и целиком отдался изобретательству. Арчер начинает разработку собственного метода фотографии. Он начал эксперименты с бумажной массой, пытаясь улучшить качество бумаги, затем с белком и крахмалом, прежде чем осенью 1948 года не стал покрывать бумагу раствором коллодия для улучшения ее поверхности.

Убедившись в том, что пленка коллодия плохо пристает к бумаге, Арчер решил использовать ее вместо бумаги. Эти эксперименты, проводившиеся в июне 1849 года, не увенчались успехом. Тогда Арчер покрыл стеклянную пластинку эмульсией коллодия, содержащего йодид калия, и применил ее во влажном состоянии.

В мае 1850 года он опубликовал статье об использовании пирогаллола в фотографии, содержащую важное сообщение о коллодионном процессе, а в сентябре привел его детальное описание. Согласно рекомендациям, коллодий, содержащий йодид калия, поливался на стеклянную пластину и равномерно распределялся по всей поверхности. После застывания слоя пластина очувствлялась погружением в раствор нитрата серебра и экспонировалась во влажном состоянии, поскольку эфир очень быстро испарялся из коллодия, пластину нужно было проявлять сразу же после экспозиции. Проявление Арчер осуществлял, как правило, пирогаллолом с последующим закреплением в растворе гипосульфита.

Неудобство, связанное с необходимостью немедленного проявления ещё мокрой пластины, полностью искупалось многократным удешевлением процесса и другими преимуществами. Коллоидный негатив передавал самые мелкие детали, тончайшие переходы тонов. При этом фотопластинка, по сравнению с 5-15 минутами при калотипии, экспонировалась очень быстро - всего за несколько секунд. Это оживило фотографию, открыло дорогу творческим экспериментам, позволило преодолеть статичность в фотографии и создавать естественные, живые образы. И не важно, что для того что бы сделать один кадр, расставляли палатку, раскладывали ванночки. Теперь стала возможна портретная фотография.

Мокрый коллоидный процесс (Wet Plate Collodion) стал сразу же использоваться для создания портретов. Как утверждала реклама, у этих портретов было то преимущество, что их можно было рассматривать при любом освещении, в то время как серебряные изображения на зеркальных поверхностях дагеротипов можно было увидеть только при определенном освещении.

В 1851 году Арчер представил в Королевское научное общество свой доклад о изобретенной им новой технологии фотосъемки. Доклад был рассмотрен, и работе Арчера была дана высокая оценка. Его метод был простым, эффективным, а главное - доступным и дешевым. Благодаря этому уже через несколько лет коллодионный процесс практически полностью вытеснил дагерротипию и калотипию. У любителей фотографии появилась возможность купить хороший фотоаппарат, для которого не нужно было использовать дорогостоящие посеребренные фотопластинки.
Джеймс Ансон Каттинг.
Джеймс Ансон Каттинг.
Амбротипия. Роджер Фентон. 1855.
Амбротипия. Роджер Фентон. 1855.
Альпийская деревня, 1861.
Альпийская деревня, 1861.
В 1854 году в Америке, где дагеротип был в моде гораздо дольше, чем где-либо в Европе, был выдан патент Джеймсу Ансону Каттингу на производство амбротипных портретов, которые делались такого же размера, как и дагеротипы. Предметом патента стал метод монтирования пластин полученных мокро-коллодионным способом. Он придумал покрывать сторону со слоем коллодия лаком или канадским бальзамом после чего накрывать сверху вторым стеклом. Таким образом полностью исключался доступ кислорода (окислителя) к коллодионному слою, что способствовало более длительному хранению. Он и придумал назвать такой способ - амбротипия (от греческого ambrotos, "бессмертный"). Однако вскоре стали покрывать только лаком, а вот слово настолько понравилось, что им стали именовать популярные в те времена позитивные коллодионные пластинки. Сам же Джеймс был настолько горд, что сменил имя и стал называться Джеймс Амброуз Каттинг (James Ambrose Cutting).

Ели бы Фредерик получил патент на свое изобретение, он смог бы стать обладателем неизмеримого богатства и славы. Фокс Талбот, ревниво наблюдавший за распространением нового процесса, пытался доказать, что это изобретение нарушает его патент. Мокрый коллодий был непревзойденным методом фотографирования еще тридцать лет, вплоть до изобретения сухих желатиновых пластин. Даже сухой коллодионный процесс, который так пытались внедрить в жизнь, не смог дать таких же успехов. Но Арчер объявил о своем изобретении просто так, раздарив право использования своего изобретения всем. В итоге Фредерик Скотт Арчер умер в бедности, в возрасте 44 лет, в 1857 году. Его семья получила выплату всего в 713 фунтов. Фредерик Скотт Арчер похоронен на кладбище Кенсал Грин (англ. Kensal Green Cemetery; официальное название Кладбище Всех Душ), расположенном в Лондоне рядом с Портобелло.

Так же Арчер разработал камеру, в которой пластины экспонировались, проявлялись и фиксировались, новый объектив и способ просветления позитивов. Открытый им процесс послужил целому поколению фотографов.

Томас Саттон, редактор журнала о фотографии, в 1860 году в одном из номеров писал: "Дагерротипам пришел конец - их уже нигде нет. Фотографы продают аппараты Даггера по дешевке, либо попросту их выбрасывают".