Этапы развития фотографии. Фотоэмульсия

Первые попытки закрепления светочувствительных солей серебра на поверхности стекла, бумаги или металла осуществлял ещё Сэр Джон Гершель. Но опыты не увенчались успехом. Гершель так и не смог найти подходящий органический материал, которым можно было покрывать стекло в качестве связующего вещества для светочувствительного серебра.
Джон Фредерик Уильям Гершель. 1867
Джон Фредерик Уильям Гершель. 1867
Абель Ньепс де Сен Виктор.
Абель Ньепс де Сен Виктор.
Альбуминовая печать, 1870.
Альбуминовая печать, 1870.
В 1847 году племянник покойного Жозефа Нисефора Ньепса - Абель Де Сан Виктор, изучив метод Фокса Тальбота и доклад Гершеля, опубликованный в журнале Королевского общества "Джорнел", решил приступить к своим опытам. Было очевидно, что плохая чёткость изображения являлась следствием использования бумаги в качестве подложки негатива и Абель решил заменить бумагу на стекло. Чтобы закрепить хлорид серебра на гладкой поверхности, Ньепс де Сен Виктор смешал его с яичным белком, став, таким образом, изобретателем фотоэмульсии. Процесс назвали альбуминовым. Пластину можно было вставлять в камеру-обскура мокрой или сухой, но сухая пластина требовала большего времени экспозиции, чем дагеротип или калотип. Альбуминовый процесс давал отличные результаты, ничуть не хуже дагерротипов, но вот беда - сухие пластины имели очень низкую светочувствительность. Из-за длинных выдержек, портретная фотография по процессу Абеля не представлялась возможной. Именно поэтому все дошедшие до нас альбуминовые отпечатки - это "мёртвая натура": пейзажи и архитектура. Надо отметить, что все фотопроцессы той поры имели один общий недостаток - низкую светочувствительность, требовавшую выдержек, исчисляемых десятками секунд, или минутами, что создавало неудобства фотографам и приносило мучения их клиентам.

Абель Ньепс де Сен Виктор родился 26 июля 1805 в Сен-Сир, Франция. Ньепс де Сен Виктор начинал военную карьеру в школе Ламар, которую он закончил в 1827 году в звании интенданта 1-го драгунского полка. Между тем, он был страстным поклонником химии, и содержал лабораторию на окраине Парижа. Один из его многочисленных экспериментов был основан на добавление хлора на поверхность пластин для дагеротипии. Затем пластины помещались в камеру-обскура, где экспонировались по несколько часов. Ньепс де Сен Виктор обнаружил возможность получения цветного дагератипа. Под воздействием света от экспонируемого изображения хлористые соли приобретали различные цвета. Название этого процесса звучало так - гелиохромия (Heliochrome). Ньепс де Сен Виктор создал копии цветных гравюр и ландшафтов. Вскоре обнаружилось, что изображения были не достаточно зафиксированы. Применение прозрачного фиксирующего покрытия не оказалось достаточно эффективным и Ньепс де Сен Виктор решает прекратить исследования метода гелиохромии.

В 1845 году Ньепс де Сен Виктор покидает Монтобан и переезжает в казармы Святого Мартина. Возрастающая тяга к науке приводит его к мысли оставить военную карьеру, но его просьба была отклонена. Не прекращая свои исследования, в 1847 году Ньепс де Сен Виктор изобретает белковую субстанцию. Изобребретение было опубликовано в журнале "Art". Теперь этот процесс известен как Niepceotype. Убежденный, что его изобретение сыграет определенную роль в области фотографии, Ньепс де Сент-Виктор сообщил о своем белковом процессе в Академию наук в Париже в июне 1848 года.

В 1851 году Ньепс де Сен Виктор имел чин капитана в французской армии. Он удачно совмещал военную службу со своими химическими опытами в лаборатории, находившейся в казармах Святого Мартина. Однако во время февральской революции, казармы подверглись нападению и были сожжены. Не имея возможности продолжать исследования, Ньепс де Сен Виктор был вынужден опубликовать секреты своего опыта, для сохранения своего имени в истории изобретения фотографии. Ведь известно, что первоначально роль его дяди Нисефора Ньепса была незаслуженно принижена.

Затем Ньепс де Сен Виктор работает в качестве ученого в лаборатории Александра Эдмонда Беккереля (Alexandre-Edmond Becquerel) на кафедре физики Консерватории искусств и ремесел. В 1857 году, не прекращая свои фотографические опыты, Ньепс де Сен Виктор заметил, что, даже в полной темноте, некоторые соли могут воздействовать на фотографическую эмульсию. Он скоро понял, что ответственны за это аномального явления были соли урана. В то время казалось в этих исследованиях не было толка, но потом сыграли важную роль в открытии радиоактивности сыном Беккереля Антуаном Анри и его коллег ученых: Пьер и Мари Кюри.

После своего ухода из французской армии, Ньепс де Сен Виктор продолжал экспериментировать с научной фотографии до самой смерти. 7 апреля 1870 года Ньепс де Сен Виктор скончался в возрасте 64 лет.

Итогом исследований Ньепса де Сент-Виктора в фотографической области стал усовершенствованный негатив. Но вскоре значение изобретения померкло перед новым мокрым коллоидным процессом.

Тем не менее, эксперименты Ньепс де Сен Виктора в области гелиохромии легли в основу цветного дагерротипного процесса, успешно разработанного жителем американского городка Уэст Килл. В 1841 году Леви Л. Хилл (Levi L. Hill, 1816-1865) получил первые цветные дагеротипы. Самого Хилла большинство экспертов считало мошенником, а его снимки, раскрашенными вручную дагеротипами. В 1853 году Хилл, намеренно не раскрывавший подробностей своего процесса, попытался запатентовать гелиохромный метод, но получил отказ. В 1855 году, после скоропостижной смерти своей жены и коллеги-фотоисследовательницы Эммелин, Хилл оставил занятия фотографией, однако в 1856 году издал "Трактат о гелиохромии", содержавший детальное описание разработанного им процесса. В 1981 году историк фотографии профессор Джозеф Будро при помощи этого трактата смогли воссоздать гелиохромные пластины в отличных, приглушенных цветах, включая красный, зеленый, синий, желтый, фуксия, и оранжевый. Было установлено, что цвета были получены под действием одного только света, без применения красок или пигментов.
Леви Л. Хилл (Levi L. Hill, 1816-1865).
Леви Л. Хилл.
Цветной дагеротип. Копия рисунка, 1855.
Копия рисунка, 1855.
Цветной дагеротип.Копия рисунка, 1856.
Копия рисунка, 1856.