Синхронизация студийных импульсных приборов

Синхронизация импульса - одновременность открытия затвора камеры и импульса света от студийного прибора или накамерной вспышки. В фотокамерах со шторно-щелевым затвором замыкание специального микроконтакта, который имеет выход на корпусе камеры, происходит в момент полного "открывания" первой шторки. У многих камер дополнительно имеется режим синхронизации по второй шторке, соответственно сигнал поступает в момент, предшествующий началу движения "закрывания" второй шторки. У камер с центральным затвором подача сигнала на вспышку происходит в момент, когда лепестки затвора полностью раскрылись. В электронных камерах механический контакт отсутствует, запуск вспышки осуществляется путём коммутации электронной цепи.
Известно о трёх основных способах синхронизации студийных импульсных приборов: синхрокабель, радиосинхронизатор, и синхронизация по импульсу от вспышки фотоаппарата или ИК-излучения.
Синхрокабель
Синхрокабель.

Проводная синхронизация

Проводная синхронизация использовалась ещё в классической пленочной фотографии, когда вместо студийных вспышек использовали одноразовые стеклянные колбы. В колбу помещали магниевую фольгу, которая поджигалась от электрического разряда. Этот способ является самым дешевым, а во многих случаях самым удобным и надежным способом запуска одиночного импульсного прибора. Для проводной синхронизации нужен только специальный шнур (синхрокабель), который соединяет стандартное коаксиальное гнездо синхронизации (ISO 519 standard terminal) на корпусе камеры с соответствующим гнездом источника импульсного света. Длина стандартного кабеля 5 метров. 10-метровые кабели толще и дороже 5-метровых, поскольку с увеличением длины повышаются требования к сопротивлению и качеству изоляции. При удалении камеры от прибора на расстояние более 10 метров надежность "поджига" резко снижается.
Для синхронизации нескольких студийных вспышек потребуется специальное устройство - "разветвитель". Но при увеличении количества импульсных приборов схема коммутации усложняется и становится ненадёжной. Решение этой проблемы следующее: современные студийные приборы имеют световые "ловушки", которые могут запускать прибор под действием внешней вспышки, поэтому достаточно синхронизировать кабелем всего один источник ("ведущий" или Master), а остальные ("ведомые" или Slave) будут синхронизироваться автоматически от импульса «ведущий» источника. Нельзя забывать, что при такой синхронизации "ведомые" вспышки должны находиться в прямой видимости и не очень далеко от "ведущей" вспышки.
Инфракрасный (ИК) синхронизатор.
Инфракрасный (ИК) синхронизатор.

Синхронизация по световому или ИК-импульсу

Этот метод синхронизации основан на применении "ловушек". "Ловушки" могут быть встроены в сами импульсные приборы или могут быть выполнены в виде отдельных устройств. Инфракрасный (ИК) синхронизатор или флэш-трансмиттер представляет собой маломощную вспышку, на излучатель которой надет темно-красный ИК-фильтр. По принципу действия такое устройство похоже на пульт дистанционного управления телевизором. Синхронизация происходит через инфракрасный импульс. Фотоэлементы «ловушек» регистрируют импульс от ИК-синхронизатора или от накамерной вспышки.
Сравнивая с проводной синхронизацией, стоить отметить что применение ИК-синхронизатора даёт большую свободу при передвижении по студии. Однако у этого типа синхронизации есть существенные ограничения в использовании: яркое освещение сильно мешает работе фотоэлементу "ловушки", существенное расстояние от фотографа до установленных им осветительных приборов, "ловушка" не отличает «свой» импульс от чужого (при работе нескольких фотографов с накамерными вспышками «ловушки» будут реагировать на все импульсы без исключения). Все эти ограничения не существенны для синхронизация по радиоканалу.
Комплект для радиосинхронизации.
Комплект для радиосинхронизации.

Синхронизация по радиоканалу

Принцип работы такой же как и у инфракрасной синхронизации только основан на радиоволнах. Для синхронизации вспышек по радиоканалу необходим передатчик, который соединяется с камерой при помощи синхроконтакта, и один или несколько приемников (радио-ловушек), которые соединяются с синхровходом импульсных приборов. Радиосинхронизация позволяет снимать из любой точки в радиусе действия радиоволны.
Слабое место недорогих систем в том, что радио-ловушка, работающая на определенной частоте с радиосинхронизатором, имеет широкий спектр излучения и "хватает" сигналы от других устройств, работающих на этих частотах.
Отдельно стоит отметить ограничение на длительность выдержки, при которой возможна съемка. Дело в том, что сигнал поступает на студийную вспышку с некоторой задержкой. Получается, что к моменту срабатывания вспышки затвор камеры уже находится в открытом состоянии. И если затвор закроется еще до того как закончится импульс, то снимок не получит нужной экспозиции. Поэтому фотографы вынуждены пользоваться более длительными выдержками, чем при работе с другими типами синхронизации.