История переплёта

Переплёт многотетрадного блока. (IV век)
Переплёт кодекса. (IV век)
Средневековый переплёт
Средневековый переплёт.
Кожаный переплёт.  (XV век.)
Кожаный переплёт. (XV век.)
Украшение в мавританском стиле
Украшение в мавританском стиле.
Фрагмент переплёта
Фрагмент переплёта "семе".
Фрагмент переплёта
Фрагмент переплёта "а ля фанфар".
Немецкий переплёт.
Немецкий переплёт.
Обложка в стиле Rectangular.
Обложка в стиле Rectangular.
Лаконичный стиль.  (XIX век.)
Лаконичный стиль. (XIX век.)
Суперобложка. (Конец XIX века.)
Суперобложка. (Конец XIX века.)
Суперэкслибрис. (XVI век.)
Суперэкслибрис. (XVI век.)
Экслибрис Ивана Грозного. (XVI век.)
Экслибрис Ивана Грозного. (XVI век.)
Российский переплёт. (XVII век.)
Российский переплёт. (XVII век.)
За многовековую историю переплёт, являясь важной частью книги, прошёл несколько стадий развития как в техническом, так и в художественном отношении. Для более полного понимания технологии изготовления фотокниг необходимо знать историю развития переплётного искусства.

Старинный переплёт

Переплёт в его современном понимании появился во II веке н.э. Изготовленный из склеенных слоев папируса, обтянутый кожей, выполнял свои прямые функции: соединял и предохранял тетрадь книжного блока. В IV веке для скрепления многотетрадных блоков стали применять сшивание "цепочкой". В эпоху средневековья стал применяться продольный стежок, прошивающий книгу вдоль корешка. Известен способ скрепления книг на шнурах, проходящих поперёк корешка. Этот способ применяется и в наше время при изготовлении переплёта вручную. Шнуры (изготовленные из кожи, пергамента, пеньки и пр.) накладывались на корешок блока рельефно или врезались в него. Появление каптала обусловлено пришиванием нитками, выведенных наружу тетради, полоски кожи или пергамента. Позднее, когда нити не доводились до кромки корешка, стали прикреплять его отдельно, а в современных конструкциях переплёта каптал приклеивается. После скрепления наружние края блока обрезали и окрашивали. В IXV-XV веках применяли для покраски обреза жёлтую или зелёную краску, а позднее - красную. Книгу ставили на полку обрезом наружу, а название писали чернилами по верх краски. В эпоху Возрождения обрезы стали украшать золочёными орнаментами. Вместо дерева в качестве переплётного материала начали применять картон, полученный путём склеивания исписанных старых страниц. Для отделки книг применяли слоновую кость, эмаль, чеканку, инкрустацию. Для кожаных переплётов - красную овечью или козью кожу, белую дублёную замшу, коричневую телячью, воловью или свиную кожу (пергамент стали применять только в XVI веке). Для изготовления кожаного переплёта кожу вымачивали и мокрую натягивали на доску, после чего кожа подвергалась отделке нагретым штампом под давлением (принцип блинтового тиснения). Для предотвращения от произвольного раскрытия, книга оснащалась застёжками, лентами или шнурами. В эпоху Возрождения существовали книги-мешки для путешествий. Это складная книга, которую можно было носить на поясе. Другая разновидность - книга-сумка - переплёт с напуском, имеющий клапаны, в которые заворачивалась книга.

Средневековый переплёт

Переплёты богато украшенные золотом и драгоценными камнями использовались при богослужении и изготавливались по заказу властителей того времени. На украшавших переплёты того времени барельефах изображали сюжеты, иллюстрирующие содержание книги. Позднее стал применяться способ филиграни для нанесения различных растительных орнаментов. Украшая переплёты перегородчатой эмалью, расплавленное цветное стекло заливали в ячейки, которые создавали металлическими перегородками. Совершенствуя технологию, стекло стали заливать в углубления в медной пластине. Самые старые переплёты из кожи изготовлены на Востоке (позднеегипетский период). Для отделки орнаментом применяли блинтовое тиснение штампами, высечку и прорезание кожи, нашивка орнамента. Эти способы отделки были наиболее популярны вплоть до  XVI века. Мастерские по изготовлению подобных переплётов были сосредоточены на севере Франции и юго-западе Германии. В композиции господствует рядность оформительского рисунка.В готическую эпоху (в IXV  и  XV веках) широкое распространение получила резьба по коже. Применяя резьбу совместно с пуансонной манерой нанесения изображения, художник-переплётчик не был привязан к конкретным штампам и мог сам создавать рисунок. В таких переплётах преобладал живой и индивидуальный орнамент и большое количество разнообразных изображений. К концу XV века эта техника перестаёт применяться. В конце XV века переплётное дело становится узаконенной профессией. Мастера и мастерские стали использовать именные штампы. Книги стали направлять сразу в переплёт, тем самым создавая предпосылки для возникновения издательского переплёта. В эти времена распространение получают наборные надписи и тиснение, содержащие сведения о назначении книг, их изготовителях и владельцах. Появляется разновидность тиснения роликовым штампом, значительно облегчающий процесс нанесения орнамента на переплёте. С развитием гравирования на дереве и меди происходит внедрение штампов в технологию декорирования переплёта. Штамп-пластины наиболее широко используют в Нидерландах. Тиснение выполнялось на специальном прессе. Для покрытия всего поля применяли попарно мелкие пластины или одну крупную.

Переплёт эпохи Возрождения

Во второй половине XV века произошли кардинальные изменения, заложившие основу современному переплёту. Теперь книги должны были поступать на рынок в готовом и удобном виде (формат книг уменьшился). Законадателем моды в искусстве переплёта  в  XV и XVI веках была Италия. Широкое применение получила разработанная в Европе технология золочения. При помощи разогретых штампов и листового золота на переплёт наносили разнообразные мелкие и тонкие узоры: мавританский орнамент, арабески, ленточный орнамент, плетения. Применяется декоративный принцип, встречающийся в рисунках восточных ковров. Для нанесения такого тонкого рисунка требовались покровные материалы высокого качества (например козья кожа), а в качестве подложки - более лёгкий картон.

Французский переплёт  XVI- XVIII веков

 Разрабатывались новые оформительские приёмы. Один из них - "семе" (Seme) или "семи" (Semis - грядка), заключающийся в заполнении ровными рядами одного повторяющегося элемента по всему декорируемому полю. Во второй половине XVI  века во Франции появился похожий стиль "а ля фанфар" (a la fanfar), получивший своё имя только в XIX веке по названию книги, переплёт который был выполнен в его традициях. Составными элементами этого стиля: изображения цветов и листьев, узоры в виде спиралей, овалы и квадраты с четырьмя полукругами внутри, заполняют всю поверхность сторонки переплёта. Появляются и переплёты близкие к издательским - "Лионские книжки". Размером такие книги были небольшие и отделывались тисьнением со штампов-пластин. Огромный спрос на книги обеспечивал заработок целым династиям переплётчиков, которые ,достигнув вершин мастерства в своей технике, передавали секреты от отца к сыну.

Немецкий переплёт

В Германии на переплётное искусство переплёта, поддерживаемое состоятельными бюргерами, значительное влияние оказали книги завезённые из Франции и Италии. В 30-х годах XVI века начала применяться техника золочения и блинтовое тиснение, окончательно утвердившееся в середине столетия. Известно много мастеров, которые смогли достичь уровня работ французских мастеров. В XVI-XVIII веках в Германии применялся металлический переплёт, который украшал малоформатные молитвенники. На смену серебрянным пластинам пришла тонкая филигрань. В  XVII веке большое распространение получил стиль "лавантэль", возникший в Италии, но не нашедший последователей во Франции. Структура орнамента этого стиля следующая. Точки, окружности и дуги, создают орнамент, собранный в центре в розетки, а по краям и в углах образующие половины и четверти окружности. Немецкие переплёты, пышно украшенные, так и не достигли элегантности французских образцов. Достойны упоминания дорогие книги, снабжённые футляром из пергамента. А обычные книги для чтения, переплетённые в чистый пергамент, назывались роговыми, поскольку казалось что переплёт сделан из рога.

Английский переплёт

До середины XVI века в оформлении переплётов английскими мастерами преобладал готический стиль. И только к середине столетия стало сказываться влияние французских, итальянских и восточных образцов. В период правления королевы Елизаветы переплётное искусство в Англии переживало подъём. Своеобразие работ английских мастеров принято делить на три группы: стиль "прямоугольный" (Rectangular), стиль "котедж" (Cottage) и стиль "всё вместе" (All-over). Группы характеризовались размерами и расположеним орнамента по площади переплёта. Входили в моду переплёты с вышивкой, но из-за недолговечности не получили широкого распространения. В конце XVII века сложился новый стиль - этрусский, характеризующийся сдержанностью оформления и использование простых декоративных элементов, стилизованных под античные образцы. Наиболее распространённое оформление выглядело в виде узкой полоски орнамента, пущенной вдоль кромки переплёта (среднее поле свободно). При этом корешок переплёта отделывался более богато.

Переплёт в XIX-XX веках

В середине XIX столетия наблюдаются признаки упадка в искусстве переплёта. Кризис, связанный с поиском новых художественных форм, начавшийся в Германии, охватил и другие европейские страны. Новые веяния были связаны с возвратом к максимальной простоте отделки. Продвигались идеи стилистического единства переплёта, содержания и оформительских средств. Тем самым были заложены основы современного художественного ручного переплёта - линия, геометрическая форма, символический орнамент и шрифт, хотя для современного искусства характерно огромное разнообразие стилей.

Издательский переплёт. Суперобложка

Ещё в XV  веке некоторые печатники привлекали переплётчиков для комплектования книг. Однако это имело эпизодический характер и предназначалось для книг, посвященных изданию для конкретных лиц. Каждый раз такие книги переплетались по-разному. Когда распространением книг стали заниматься книготорговцы, то они стали основным заказчиком переплёта. Первые издательские обложки, появившиеся у брошюр, украшались орнаментом и были отпечатаны ксилографическим способом. В середине XIX века стали появляться мастерские по изготовлению издательского переплёта. С ростом отрасли стало разрабатываться переплётное оборудование. В качестве покровного материала издатели стали использовать полотно и коленкор. В XX столетии суперобложка получила дополнительную функцию - реклама книги. Современная суперобложка даёт возможность использовать невероятно широкий спектр оформительских средств, включая высококачественную цветную графику.

Экслибрис

Экслибрис - книжный знак владельца книги. Суперэкслибрис - герб владельца, как правило покрытый позолотой, выдавленный на внешней передней стороне переплёта (иногда дополнительно и на задней стороне). Экслибрису предшествовали рукописные пометки, служившие иногда центральным элементом декоративного оформления. Название этого знака  возникло из фразы, предшествующей самому знаку: " Из книг..." (" Ex libris..."). Во второй половине XV века,  с развитием гравюры, экслибрис получил широкое распространение. В XIX веке этот вид искусства приходит в упадок и возрождается усилиями собирателей только к концу столетия.

Переплёт в России

Только с появлением рукописных книг (кодексов) становится известен переплёт на Руси. Изначально переплёт делали исключительно из дерева,  снаружи обтянутого кожей. Книга снабжалась застёжками, обрезы раскрашивали. Книги делились на окладные и обиходные. Окладами снабжались книги, которые использовали в богослужении. Обиходные обтягивали кожей или холстом и имели минимум украшений. Развитие переплётного искусства связано с работой Московского печатного двора, при котором в конце XVI века открылась первая переплётная мастерская. Основная часть продукции имело скромное блинтовое тиснение в центре крышки с изображением битвы между львом и единорогом. Книги изготовленные на заказ для подарка назывались "подносными". Для отделки таких книг работал специальный сафьяновый завод. В XVII плоский корешок становится "бинтовым", а крышка выступает за книжный блок на величину канта. Рисунок тиснения становится более сложным. На рубеже XVII-XVIII веков в крышке переплёта на смену дереву приходит картон. Переплёт получает строгое оформление в соответствии с духом петровского времени. Корешок формуется до грибообразной формы, вместо ремней применяют тонкий каптал. Создание дворянский библиотек даёт мощный импульс развитию переплётного дела. Вводится мода на стиль "дворцовых библиотек". Расширение социального круга потребителей и демократизация книжной культуры даёт развитие новым типам переплёта. Крышка выклеивалась бумагой, а корешок обтягивался кожей. В начале XX  века появляются новые материалы для переплёта, в первую очередь коленкор, изготовленные машинным способом. Сформировались типы и виды книжных переплётов, которые с небольшими изменениями дошли до наших дней.