Основные характеристики приборов импульсного света

При выборе источников импульсного света для студийной фотосъёмки определяющими являются технические характеристики прибора, а удобство органов управления и наличие дополнительных настроек отходят на второй план. Поэтому, что бы было легче ориентироваться во всём многообразии предложений на рынке фотооборудования, рассмотрим основные характеристики устройств.
Hensel Integra 500 Plus Freemask
Hensel Integra 500 Plus Freemask.
Зависимость яркости и цветовой температуры от длительности импульса.
Зависимость яркости и цветовой температуры от длительности импульса.

Mощность прибора импульсного освещения

Начнём с мощности, поскольку именно с ней у начинающих фотографов часто случается путаница. Являясь электрическим прибором, естественно вспышка имеет такой параметр как потребляемая мощность. Однако этот параметр характеризует мощность лампы пилотного света, которая горит постоянно и по своей природе являются лампой накаливания. Например, студийная вспышка Hensel 8815FM Integra 500 Plus Freemask - пилотная лампа 300W(Вт.). Но для нас важнее знать характеристики самой импульсной лампы. Для описания главного параметра вспышки используют характеристику «энергия импульса». Значение энергии импульса равняется мощности, выделенной за время импульса E(Дж) =P(Вт) х t(сек.). Мощность приборов импульсного света указывают в Джоулях (Дж.). Например, студийная вспышка Hensel 8815FM Integra 500 Plus Freemask - мощность 500(Дж). Значение мощности является главным и производитель прибора обязательно включает этот параметр в маркировку названия модели.
Мощности прибора от 100 Дж до 250 Дж вполне достаточно для любой портретной или предметной съемки в небольших помещениях. Для студий среднего размера, оптимально использовать источники порядка 500 Дж. Это даст возможность освещать пространство окружающего интерьера, тем самым выполнить более широкий круг задач по фотосъемке. Для больших съёмочных павильонов, при необходимости освещения больших площадей, при интерьерной съемке, уличной съемке целесообразно использовать источники мощностью 1000 Дж и выше. Одно из преимуществ мощных приборов - заметно малое время перезарядки при их использовании в режиме неполной мощности.
Важно помнить, что применение источников большой мощности (около 1000 Дж) в небольших помещениях может быть невозможно. Поскольку даже если установить минимальное значением мощности такого источника яркость импульса вспышки может оказаться слишком избыточной. При покупке студийного освещения можно выбрать приборы разной мощности. Или ознакомиться с готовыми комплектами студийного освещения, которые формируют сами изготовители. Как правило в комплект входят источники оптимальной мощности для построения нужной световой схемы. Так же нужно не забывать, что многие светоформирующие насадки «съедают» приличную часть света.

Длительность импульса и время перезарядки

Другая важная характеристика прибора импульсного освещения - длительность импульса. И не просто «длительность», а «эффективная». Дело в том, что энергия импульса распределяется по времени далеко не равномерно. Нарастание интенсивности происходит практически мгновенно, а спад растягивается на довольно продолжительное время. Длительность импульса недорогих приборов составляет порядка 1/800 секунды. У дорогих профессиональных моделей она может быть в несколько раз короче (1/2500 сек. и менее).
Не мене важно как быстро происходит "затухание" импульса. Длительное "затухание" импульса приводит к дополнительной экспозиции, за счет которой быстро движущиеся объекты могут получаться смазанными. Считается, что падение импульса ниже 10% от пиковой уже не влияет на экспозицию. Этот параметр производитель вспышек обозначает как 0,1 t. Соответственно эффективная длительность - 0,5 t. Например, студийная вспышка Hensel 8815FM Integra 500 Plus Freemask имеет значения длительности импульса t 0.1 = 1/500 сек., эффективная длительность импульса t 0.5 = 1/1600 сек. Иногда изготовитель указывает этот параметр так: длина импульса 1/1600-1/500 сек. Первое значение эффективная длительность импульса, второе - длительность "затухания" импульса. Для портретной и предметной фотосъемки длительность импульса не является критичной. Но при фотосъёмке движущихся объектов или брызг, для получения резких снимков необходимо иметь максимально короткий импульс.
Способности вспышки быстро перезаряжаться очень важна, когда нужно фотографировать с частотой несколько кадров в секунду. Такую частоту могут обеспечить только очень дорогие генераторные системы. У студийных вспышек время перезарядки составляет от 0,6 сек. до 2 сек. Существенно сократить этот показатель можно, если при съемке использовать мощные приборы в режиме неполной мощности. Поскольку в таких приборов используют конденсаторы повышенной ёмкости, то для зажигания импульсной лампы нужен меньший высоковольтный разряд.

Цветовая температура импульса студийной вспышки

Цветовая температура характеризует спектральные свойства источника света. Зная значения цветовой температуры света от источников с разной природой излучения, можно оценить возникновение будущих цветовых искажений на фотографии. Студийные вспышки имеют цветовую температуру примерно равную 5500K - 6000K. При использовании световой схемы с несколькими приборами очень важно, чтобы их цветовая температура была одинаковой. Этого легче всего достичь, покупая оборудование производства одной фирмы. Но нельзя забывать, что цветовая температура осветительного прибора зависит не только от характеристик импульсной лампы. Большое влияние на значение цветовой температуры света, попадающего на модель, оказывают отражающие и поглощающие свойства рефлекторов, диффузоров и других насадок. Поэтому для пошива «фирменных» зонтов и софт-боксов используется специально разработанная светоотражательная ткань, не влияющая на цветовую температуру импульса. В то же время, для получения «теплых» теней, применяют специальные отражатели и зонты с «золотой» нитью.
Цветовая температура импульса непостоянна, как и энергия импульса. В пиковом значении она примерно равна 5000K - 6000K, а при "затухании", другими словами, в «хвосте» импульса уменьшается до 4000K. Если «хвост» импульса слишком длинный, то в результате дополнительной экспозиции кроме смазанности быстродвижущихся объектов, можно получить и небольшие цветовые искажения. Это еще один аргумент в пользу выбора качественных студийных вспышек, генерирующих импульс с коротким задним фронтом.

Ведущее число студийной вспышки

Как правило значение этой характеристики, которое для накамерных вспышек является основным показателем мощности, для студийных приборов не имеет практического смысла. Поскольку студийные приборы используются с самыми различными отражателями, зонтами, софт-боксами и другими насадками, влияющими на силу и характер распределения света. Кроме того, студийные приборы редко используют по одиночке. В такой ситуации понятие «ведущее число» теряет всякую пользу. Для определения экспозиции фотографы используют специальный измерительный прибор - флэш-метр, располагая его рядом с лицом модели. Флэш-метр - экспонометр, который, в отличие от встроенного в камеру, умеет работать с импульсным светом. Возможности цифрового фотоаппарата позволяют оценить экспозицию фотоснимка по гистограмме (Histogram).